Когда пострадавшие от нечестных продавцов жилья получат компенсацию

В конце июля Госдума внесла судьбоносные для граждан поправки в закон о госрегистрации недвижимости, дополнив его главой 10.1 «Компенсация добросовестному приобретателю за утрату жилого помещения».

С 1 января 2020 года покупатели квартир, пострадавшие от ушлых продавцов и оказавшиеся в итоге и без крыши над головой, и без денег, смогут возместить ущерб из федерального бюджета. Юридические услуги в таком случае точно понадобятся. По словам Павла Крашенинникова, председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, подавать заявление в суд стоит в случае, если в течение полугода убытки не покрыл тот, кто непосредственно причинил вред. Размер компенсации привязан либо к сумме реальных потерь, либо к кадастровой стоимости недвижимости.

Самое интересное, что закон имеет обратную силу: он распространяется и на тех, кто утратил жилье раньше 2020 года. В течение трех ближайших лет такие люди могут обратиться за компенсацией.

— Государство берет на себя обязательство полностью возместить ущерб добросовестному приобретателю, если его нельзя взыскать по исполнительному листу. При этом органы власти в дальнейшем имеют право предъявить продавцу регрессный иск, — комментирует ведущий юрист «Европейской юридической службы» Србуи Иващенко.

Ключ, квартира, дом, замок

По оценке законодателей, изменение правовой базы поможет восстановить справедливость примерно по 36 тысячам квартир. Раньше граждане, не ведавшие, что приобрели жилье с «криминальным прошлым» или правом проживания третьих лиц, фактически оказывались один на один с проблемами. После признания сделки недействительной они передавали недвижимость продавцу, но тот не спешил возвращать деньги. В лучшем случае перечислял по частям, в худшем — просто пропадал. Сохранить право собственности можно было, только признав себя добросовестным приобретателем (в силу ч. 1 ст. 302 ГК РФ), но добросовестность приходилось доказывать в суде, поясняет Виктор Рассохин, управляющий партнер юридической компании «Частное право».

По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2018 году все арбитражные суды рассмотрели 2235 исков о признании недействительными договоров купли-продажи недвижимости и предприятий, 1719 из них удовлетворено. Самое распространенное основание для расторжения сделки — обременение правами третьих лиц.

— Зачастую это связано с дефектами приватизации: не включили в нее несовершеннолетних. Или вдруг появились те, кого сняли с регистрации в связи со службой в армии или отбыванием уголовного срока. Кроме того, иски могут предъявлять дети или иждивенцы, которые по какой-то причине поздно узнали о смерти родителей, но имеют право на долю в наследстве. Бывает, продавцам удается доказать свою невменяемость на момент заключения договора или попадание в безвыходную жизненную ситуацию даже спустя долгое время после продажи квартиры. С появлением маткапитала некоторые «забывают» выделять доли в жилье супругу и детям, — перечисляет возможные риски Александр Цыганов, профессор Финансового университета при правительстве РФ.

По словам Рустема Галеева, исполнительного директора Уральской палаты недвижимости (УПН), аннулироваться могут даже сделки, в заключении которых участвуют риелторы в качестве посредника. Просто профессионалы рынка не имеют полного доступа к информации по объектам и их владельцам. Несколько лет назад в Екатеринбурге чуть не осталась на улице семья с детьми: купили квартиру, а спустя время у бывшего хозяина вдруг всплыли проблемы со здоровьем. Члены УПН тогда скинулись и собрали для пострадавших существенную сумму, чтобы спасти репутацию коллег, но этих денег не хватило на новую квартиру, остаток пришлось добивать ипотекой. Предотвратить подобные ситуации поможет легализация профессии риелтора: ее надо включить в гражданский оборот с правом доступа к информации, уверен Галеев.

Србуи Иващенко не приходилось сталкиваться с добровольным возмещением убытков со стороны маклеров, но, по ее словам, сейчас некоторые крупные агентства недвижимости презентуют себя как гаранты правовой защиты сделок и выдают сертификаты в пределах определенной суммы. Для Москвы это обычно 6-7 миллионов рублей.

— Пока сделки оспаривают чаще, чем хотелось бы, однако с принятием поправок в закон регистрирующие органы будут более тщательно проверять документы. Думаю, количество приостановок регистрации увеличится, — прогнозирует юрист.

А вот Александр Цыганов считает, что у изменения законодательства будет еще и косвенный эффект: покупатели смогут «давить» на продавцов, чтобы те указывали в договорах реальную стоимость недвижимости.

Тем временем

Шадринский районный суд вынес решение в пользу многодетной семьи Оплетаевых, признав их добросовестными приобретателями. В 2011 году Юрий и Ольга купили участок и пустую коробку от дома в селе за миллион рублей. Продавцом выступал по доверенности брат хозяина, пока тот находился в колонии. На достройку жилья у Оплетаевых ушло больше миллиона рублей: материнский капитал и ипотечный кредит. Спокойная жизнь закончилась, когда бывший собственник освободился и потребовал вернуть ему дом и выплатить компенсацию — 100 тысяч рублей. Основание — подпись в доверенности не его, а поддельная. Якобы аферу провернули брат с сокамерником. Мало того, что семья с тремя детишками оказалась под угрозой выселения, ей пришлось бы еще возвращать государству маткапитал. К счастью, Фемида встала на сторону молодых родителей.

Наталия Швабауэр (Свердловская область), «Российская газета»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *