Экипаж яхты «Викинг» (свыше 42 футов) с рулевым Павлом Васильченко подняли мачту с 65-метровой глубины у острова Аскольд (Приморский край).
Работы по поиску и подъему мачты стали уникальными, до этого подобные попытки не предпринимались, сообщает пресс-служба владивостокского яхт-клуба «Семь футов».
5 сентября этого года во время прохождения ночной гонки всероссийской регаты «Кубок залива Петра Великого — чемпионат России в классе «Конрад-25Р» на яхте «Викинг» сломалась мачта. Экипаж составляли 10 человек, все опытные яхтсмены. В ту ночь шел сильный дождь при стабильно сильном ветре с резкими порывами. У мыса Елагина во время резкого усиления ветра до 13 метров в секунду паруса не выдержали нагрузки и 18-метровая мачта сломалась. В ту ночь экипаж не стал спасать мачту, более заботясь о том, чтобы случившееся не обернулось более серьезными последствиями.
Капитан яхты «Викинг» Павел Васильченко рассказал, почему экипаж решил поднять мачту со дна и как происходил подъем:
— Главной нашей целью было увеличить шансы на полное восстановление яхты и приведение ее в полное гоночное состояние. Стоимость самой мачты составляет не так много, как всё, что на неё навешано. Например, хлыст мачты стоит порядка 15 тысяч долларов. На мачте было также два паруса не меньшей стоимости. Кроме того, обтекатель, закрутка для стакселя, подъемные механизмы по гроту стоят также немалых денег. В общей сложности на мачту крепилось оборудования на сумму в два раза больше стоимости самой мачты. Поэтому мы решили предпринять поиски и поднятие.
— Определить местонахождение мачты нам помогли работники ДВФУ. В университете работают гидрографы-профессионалы. У них имеется гидролокатор бокового обзора. Они провели обследование того участка, который мы им указали, мы ориентировались на треки нашего движения на этом участке, которые мы зафиксировали во время гонки.
Дней пять заняла обработка данных. Специалисты представили нам семь снимков, один из них наиболее вероятный по нахождению мачты. И еще два снимка отдельно лежащих неизвестных объектов, по размерам примерно соответствующим мачте. Тот объект, на который гидрографы считали наиболее вероятным, честно говоря, не внушал уверенности, поскольку его длина была порядка 50 метров. Однако мы решили вести поиски.
После того, как были представлены координаты, мы начали заниматься подбором людей, которые помогут нам поднять и транспортировать мачту.
Стоит отметить, что на следующий день после утери мачты мы совместно с президентом Федерации парусного спорта Приморского края Михаилом Ермаковым пытались найти водолазов, которые могли бы искать на глубине. Ответ дайверов был неутешительным: их работы на 65-метровой глубине обошлись бы дороже, чем стоимость мачты. Поэтому мы стали искать катер со специальным оборудованием – кошкой, которая применяется при ловле крабов, чтобы протралить дно в этом месте. Таких людей мы нашли в поселке Подъяпольск. У них был небольшой катер, но на нем имелось все необходимое для подъема.
Первая попытка не удалась. Целый день мы тралили предполагаемое место. Кошка цепляла старые кабеля, брошенные порядки на осьминогов и крабов, все это затрудняло и тормозило работы. Сама кошка уникальная, самодельная, сделанная из якорь-цепи, звенья распиленной цепи приварены как крючки и заточены. Тяжелая, поднять ее можно только вдвоем. В процессе мы ее еще больше утяжелили. Мачту в первый день так и не нашли.
Вернулись с моря и стали снова анализировать представленные картографами снимки. Решили тралить место, где лежал объект длиной 17 метров и шириной шесть метров. Получалось, что в первый день мы искали не там. Решили усовершенствовать кошку, добавить к ней вроде плуга, который бы зарывался в дно, и вышли на поиски во второй раз. Нас было четверо на борту. Мы протралили два места, где располагались объекты, о которых нам говорили исследования гидрографов, но все безрезультатно.
Хозяин катера предложил еще раз пройти по старому месту. Именно этим плугом мы зацепили-таки мачту, и очень удачно: за два ванта, в самом крепком месте, между первой и второй краспицей. Начали поднимать. Когда я с борта увидел, что поднимается из воды что-то огромное, я был ошеломлен. Катерщик сказал, что мы счастливчики.
Подъем тоже был хлопотным. Когда вытащили из воды, мачта встала вертикально. Подняли до уровня борта. Когда верх мачты поравнялся с бортом, мы попытались отцепить форштаг, чтобы убрать его вместе со стакселем, потому что дальше с мачтой было невозможно работать. У нас ничего не получилось. Пришлось завести генератор, благо он был на катере, включили болгарку и форштаг отпилили. Зацепили низ мачты за лебедку, закрепили и попытались сбросить кошку. Эта процедура заняла много времени. Затем мачту начали приподнимать. Подняли до рамы катера, мачта в эту раму упёрлась, и мы ничего не могли с ней сделать. Пытались тащить лебедкой, но она отключалась. Отцепили и убрали грот в трюм. Наш член экипажа нырял, чтобы зацепить мачту и поднять ее за нижние краспицы и чтобы мачта не цеплялась за руль. Но у нас ничего не получалось. Начинало темнеть, и хозяин катера принял решение уходить в бухту Наездник и бросить мачту с буем на мелководье, а потом, как позволит погода, придти и поднять ее. Когда дали ход, мачта наклонилась и в это время мы смогли-таки ее затащить на палубу. На кормовой палубе она не уместилась, пришлось положить наискосок. Вес мачты составлял порядка пятисот килограммов. Затем мы транспортировали ее во Владивосток.
Сейчас наша задача оценить состояние мачты и понять, подлежит ли она ремонту. В г. Большой Камень мы нашли человека, у которого есть опыт восстановления сломанных мачт. Если все-таки ремонту она не подлежит, то придется заказывать новую, тем не менее, мы рады и тому, что спасли два паруса и оборудование. Надеемся, к следующему парусному сезону снова участвовать в соревнованиях.