Здание требует ремонта.
Даже Билл Гейтс отказался помочь с ремонтом здания, где бывали Корнилов и Лазо, так что пенсионеры решили действовать сами.
В двухэтажке № 28 в поселке Подножье на острове Русском в свое время бывали Лавр Корнилов и Сергей Лазо. Сейчас, конечно, таких дорогих гостей тут принимать стыдно: здание требует ремонта, администрация и управляющая компания открещиваются. Но жители не сдаются: они решили организовать в доме музей, чтобы с вырученных денег привести его в порядок.
Когда-то остров полностью принадлежал военным, и поэтому первыми жильцами здания стали солдаты 34-го Сибирского стрелкового полка и их семьи. Здесь и Лавр Корнилов был, и Сергей Лазо. Корнилов в ранге генерал-майора до Первой Мировой войны. В 1914 году, недолго командовал 1-й бригадой 9-й Сибирской стрелковой дивизии, расквартированной на Русском. Здесь с пламенной речью против интервентов и колчаковских ставленников выступал большевик Лазо.
Воспоминания о тех временах остались в книге Олега Стратиевского «Остров Русский – страницы истории».
В далеком 1911 году этот дом построили из красного кирпича, который производили здесь же, на острове Русском – на заводе Старцевых, который стоял буквально на соседней улице. Кирпич-то, кстати, качественный и до сих пор чувствует себя прекрасно (это и хорошо, и не очень – несущие конструкции здания не страдают, так что ветхим или аварийным жилье признать нельзя) – а вот внутри всё обветшало и разрушается. Старые
половицы, покосившиеся двери, из которых торчит утеплитель, обшарпанный подъезд…
Здешней старожилке, пенсионерка Татьяне Рындиной в один прекрасный момент это надоело.
— Наш дом, несмотря на его историю, даже не признан памятником архитектуры! – возмущена женщина. – Мы с соседями неоднократно обращались в администрацию города с требованием отремонтировать здание, там нас отправляли в управляющую компанию. Там тоже отказались выделить средства на ремонт. Тогда мы обратились в суд и выиграли его. Но решение суда никто выполнять не спешит.
Справка «КП»
У администрации Владивостока долгов по капитальному ремонту многоквартирных домов хватает. По данным управления судебных приставов, в марте у ведомства в работе было 593 исполнительных производства, обязывающих мэрию провести капремонт. Мэрия исполняет лишь около 25% судебных решений. В 2016 году 112 домов отремонтировали
(закрыто 139 дел). В бюджете каждый год закладываются деньги на оплату исполнительского сбора и на штрафы за неисполнение решений суда.
Всего на Подножье, 28 53 квартиры и около 100 жильцов. В основном пенсионеры, самостоятельно покрасить стены и заменить полы им тяжело. Да и денег у них не так много, чтобы нанять рабочих. Так в прошлом году в честь 115-летия дома был создан фонд «Подножье, 28. Юбилей». Его жильцы обращались за любой помощью к состоятельным людям не только в Приморье, но и по всему миру.
— Деньги стали поступать в небольшом количестве. В основном на наши письма откликнулись предприниматели, успешные фирмы, просто богатые люди. В Америку три письма написали, даже Биллу Гейтсу! И он –представляете! – ответил. Просил прощения, что не сможет ничем помочь. Да и все наши предполагаемые меценаты отказали: домом, мол, должны заниматься чиновники и управляющая организация. Но мы ведь пытались заставить чиновников работать! — сетует Татьяна Николаевна.
Увидев старания активистки, ей посоветовали поучаствовать в конкурсе президентских грантов. Чтобы самим заработать денег на ремонт. Но для того, чтобы этот грант получить, пенсионерке пришлось создать некоммерческую организацию – Фонд помощи многоквартирному жилому дому Подножье, 28 «Юбилей». А потом разработать и защитить на летней школе благотворительного фонда «Энергия участия» целый проект, в развитие которого будут вложены средства. Именно так и появилась идея создать в одной из квартир музей. Средства от его посещения пойдут на восстановление и содержание дома. Пустует лишь одна квартира, в нее и будут водить экскурсантов.
Татьяна Николаевна как председатель Фонда отправилась в проектную школу в Хасанском районе. Было непросто. Сначала просто просила денег на ремонт дома, но эксперты жестко раскритиковали. Посоветовали придумать что-нибудь поинтереснее. И за пару дней пенсионерка Рындина и идею разработала, и проекты делать научилась. И успешно защитила концепцию создания музея. А потом выиграла президентский грант в 500 тысяч рублей.
Сейчас, кстати, на достигнутом не останавливается: подала документы на должность главы Владивостока. Благо опыт работы чиновником имеется: после 20 лет в органах внутренних дел, 12 работала в администрации Владивостока.
Дословно:
«В одной из квартир площадью 28 кв.м с целью сохранения исторической памяти, осмысления русского исторического наследия мы хотим создать мемориальный музей «Дореволюционный остров Русский». Экспозиция будет небольшой по форме, но выразительной по содержанию, представлять типовые экспонаты периода до 1917г: мебель, бытовые приборы, документы, фотографии, воинскую форму, оружие и т.д.». – сказано в описании проекта. При этом активисты готовы сформировать автобусно-пешеходный маршрут«Дореволюционный остров Русский». За четыре часа экскурсанты с гидом посетят, например, и находящийся поблищости Свято-Серафимовский мужской монастырь, который в 1911г был домовой церковью полка, а во время Первой Мировой войны — походной церковью полка, «и фрагменты кирпичного завода 1904 года, и еще 15 бъектов военно-фортификационного зодчества, различных видов орудий и военной ехники (пушки, капониры, полукапониры, орудия, батареи, мортиры и т.д.), аналогов которым нет в мире», – сказано в проекте.
— Это будет стилизованная квартира офицера 34-го Сибирского стрелкового полка. Мы собираем экспонаты для музея у жильцов нашего дома, у историков и работников музеев Владивостока. Планируем создать целый экскурсионный маршрут для российских и иностранных туристов, — рассказывает Татьяна Николаевна «Комсомолке».
По словам пенсионерки, пособить в этом нелегком, но интересном деле обещали сотрудники музея имени В.К. Арсеньева и одна из туристических фирм города. Они помогут жителям дома № 28 не только собрать экспонаты, но помочь с гидами и экскурсоводами.
— Многие здесь живут по 70 лет. Конечно, у людей остались фотографии дома – каким он был в прежние времена. Мы надеемся, что о нас узнают и другие жители Владивостока и Приморья, может, у кого-то есть информация? — просит Татьяна Рындина.
А пока квартира, в которой будет музей, пустует. Дверь в нее заварили, чтобы маргиналы не ночевали, окна в плесени. Но уже совсем скоро начнется ремонт, и она вновь оживет.
Екатерина Измайловская, «Комсомольская правда»