Невостребованные трупы довели владивостокское предприятие «Некрополь» до уголовного дела

Незаконно полученные денежные средства вернули в городской бюджет.

Ранее сообщалось о выявленных прокуратурой города Владивостока нарушениях требований федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в деятельности руководителя МУПВ «Некрополь».

Так, в соответствии с действующим законодательством руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, в т.ч. коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), заниматься предпринимательской деятельностью.

Вопреки указанным требованиям директор МУПВ «Некрополь» являлся учредителем коммерческих организаций, целью которых являлось извлечение прибыли в результате осуществления предпринимательской деятельности.

Кроме этого, без согласия управления муниципальной собственности г. Владивостока он заключил договор с другой компанией на оказание услуг для МУПВ «Некрополь» по захоронению неизвестных или невостребованных родственниками трупов.

Эта же компания предоставляла предприятию автотранспортные средства (специализированную технику) на правах аренды. При этом договорные отношения по аренде были оформлены, минуя конкурсное размещение закупок, с единственным поставщиком в условиях аффилированности. Более того, в период их заключения директор муниципального предприятия являлся заинтересованным лицом на оформление таких сделок.

Между тем, в соответствии с требованиями федерального закона №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Согласие управления муниципальной собственности г. Владивостока на совершение таких сделок (по захоронению неизвестных или невостребованных родственниками трупов и аренде автотранспорта), не предоставлялось.

По факту выявленных нарушений прокуратурой внесено представление в администрацию г. Владивостока, которое рассмотрено и удовлетворено, виновное должностное лицо администрации привлечено к дисциплинарной ответственности, выявленные нарушения устранены, директор «Некрополя» не возглавляет данное муниципальное унитарное предприятие в связи с увольнением.

В ходе надзорных мероприятий также установлены факты фальсификации документов, касающихся оказания ритуальных услуг в отношении якобы невостребованных трупов, с целью получения из бюджета городского округа денежных средств.

Установлено, что захоронение фактически осуществлялось за счет родственников умерших, заключивших в МУПВ «Некрополь» соответствующие договоры.

Однако по документах таким умершим присваивалась категория «невостребованных», в связи с этим из городского бюджета на их захоронение было выделено свыше 700 тыс. рублей.

Учитывая данные обстоятельства, материалы прокурорской проверки направлены в следственный орган для принятия процессуального решения.

По итогам их рассмотрения возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество). Ход и результаты расследования контролируются прокуратурой города.

В настоящее время в бюджет Владивостокского городского округа возвращены незаконно полученные денежные средства, сообщает пресс-служба прокуратуры Владивостока.

Подробности

Ранее сообщалось, что многочисленные нарушения закона выявили в ходе проверки Контрольно-счетной палатой Владивостока (КСП) отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия города Владивостока «Некрополь» за 2015—2016 годы. Проверялся период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года.

Prim.News публикует основные тезисы из заключения КСП. Ниже опубликован сам текст заключения с сокращениями. Полностью текст в формате DOCX можно посмотреть здесь.

1. Администрацией города Владивостока не установлены требования к качеству предоставляемых ритуальных услуг на безвозмездной основе по гарантированному перечню.

2. На учете предприятия не числятся два отдельно стоящих строения на территориях кладбищ «Лесное» и «Морское». При этом они используются для осуществления деятельности МУПВ «Некрополь» и ООО "Охранное агентство «МЕДВЕДЬ».

3. По итогам сверки документов только за один квартал 2016 года установлено 23 случая предъявления предприятием к оплате и получения оплаты за одну и ту же услугу дважды, как в рамках муниципального контракта, так и в рамках договора, заключенного с физическим лицом.

4. Журналы регистрации поступающих заказов на вывоз тел за 2015 и 2016 годы предприятием не представлены, обосновано это отсутствием обязанности по хранению указанных журналов.

5. Предприятие в 2015—2016 годах не оказывало два вида услуг, тарифы на которые установлены главой города Владивостока, а именно: «Услуги рабочего по обслуживанию похорон» и «Подготовка тела (останков) умершего к погребению».

6. Агенты МУПВ «Некрополь» выступали от имени другого исполнителя ритуальных услуг (ИП А.Б. Казазаева), включая часть услуг в договоры от лица ИП А.Б. Казазаевой. При этом предприятие, не оказывая услуги рабочего по обслуживанию похорон и подготовке тела (останков) умершего к погребению, не имело возможности получать определенный доход от данного вида услуг.

7. После наступления смерти заказчика по прижизненному договору МУПВ «Некрополь» составлялся новый договор, из которого исключалась часть услуг (в том числе и услуги морга). На сумму разницы в стоимости услуг по прижизненному договору и вновь заключенному договору МУПВ «Некрополь» оформлялись расходные кассовые ордера на имя лиц, взявших на себя обязанности по погребению (по доверенности либо в рамках вновь заключенного договора).

8. Руководитель МУПВ «Некрополь» в проверяемом периоде являлся учредителем (соучредителем) трех обществ с ограниченной ответственностью. Между МУПВ «Некрополь» и одним из указанных обществ в проверяемом периоде заключались сделки.

Текст заключения с сокращениями

МУПВ «Некрополь» занимается оказанием ритуальных и других услуг населению в целях решения социальных задач в сфере похоронного дела. Предприятие наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела города.

При этом администрацией города Владивостока не установлены требования к качеству предоставляемых ритуальных услуг на безвозмездной основе по гарантированному перечню, определенные статьей №9 федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», тем самым не обеспечено соблюдение интересов как граждан – получателей услуг, так и предприятия, оказывающего услуги.

Кроме того, установлено наличие на территориях кладбищ «Лесное» и «Морское» двух отдельно стоящих строений, отсутствующих в составе имущества, закрепленного за МУПВ «Некрополь» и не числящихся на учете предприятия. Данные строения используются для осуществления деятельности МУПВ «Некрополь» и ООО "Охранное агентство «МЕДВЕДЬ» (с последним предприятием заключен договор на оказание охранных услуг).

Деятельность МУПВ «Некрополь» в течение проверяемого периода являлась прибыльной. По итогам 2016 года предприятием получена прибыль до налогообложения в сумме 3959 тыс. рублей, что на 91 тыс. рублей больше, чем за 2015 год (3868 тыс. рублей). Все плановые показатели за 2015—2016 годы перевыполнены, план по отчислениям от прибыли в бюджет за 2016 год выполнен на 101,4% (на 1,3 процентных пункта выше, чем за 2015 год).

МУПВ «Некрополь» оказывались ритуальные услуги физическим (без заключения договора, а также в рамках гражданско-правовых договоров) и юридическим (в рамках гражданско-правовых договоров и государственных контрактов) лицам, услуги по содержанию мест захоронений на территории Владивостока и вывоз в морг невостребованных тел умерших (в рамках муниципальных контрактов), реализация изготовленных, а также приобретенных у поставщиков похоронно-погребальных принадлежностей.

В ходе выборочной (за четвертый квартал 2016 года) сверки документов, подтверждающих исполнение муниципального контракта на вывоз невостребованных тел в морг, и документов, подтверждающих оказание услуг по договорам, заключенным предприятием с физическими лицами на оказание ритуальных услуг, установлено 23 случая предъявления предприятием к оплате и получения оплаты за одну и ту же услугу дважды, как в рамках муниципального контракта, так и в рамках договора, заключенного с физическим лицом, в связи с чем МУПВ «Некрополь» подлежит возврату в бюджет Владивостока за четвертый квартал 2016 года в сумме 59,11 тыс. рублей.

Положением о порядке транспортировки, доставки в морги больниц и морг судебно-медицинской экспертизы умерших в городе Владивостоке предусмотрено ведение дежурной диспетчерской службой предприятия регистрационного журнала, в котором отражаются сведения о вывозе умерших из дома, лечебных учреждений, с мест происшествий, умерших в результате несчастных и трагических случаев. Вместе с тем, журналы регистрации поступающих заказов на вывоз тел за 2015 и 2016 годы предприятием не представлены, обосновано это отсутствием обязанности по хранению указанных журналов. Закрепление такой обязанности на уровне муниципального правового акта и (или) документооборота предприятия позволит осуществлять контроль исполнения муниципальных контрактов не только органами внешнего контроля, но и внутреннего.

Несмотря на то, что МУПВ «Некрополь» является специализированной службой по вопросам похоронного дела, то есть уполномочено оказывать комплекс ритуальных услуг, в 2015—2016 годах предприятием не оказывалось два вида услуг, тарифы на которые установлены главой города Владивостока, а именно: «Услуги рабочего по обслуживанию похорон» и «Подготовка тела (останков) умершего к погребению».

Одной из причин указанной ситуации является отсутствие закрепления соответствующих обязанностей в должностной инструкции рабочего ритуальных услуг (на 2017 год соответствующие изменения в должностную инструкцию внесены). Также на предприятии имелись вакансии по должности рабочего по обслуживанию похорон. В тоже время предприятие в проверяемом периоде имело возможность оказать часть работ, предусмотренных в составе услуги по обслуживанию похорон, так как в обязанности землекопа входит часть видов работ, составляющих указанную услугу.

Агенты МУПВ «Некрополь» уполномочены от имени предприятия заключать договоры с заказчиками ритуальных услуг. При этом, при заключении с заказчиками договоров на ритуальные услуги агентами комплексного обслуживания, являющимися штатными работниками предприятия, оформляется одновременно два бланка договора: с МУПВ «Некрополь» и ИП А.Б. Казазаевой. Часть услуг в соответствии с установленными тарифами агенты включают в договоры с МУПВ «Некрополь», часть – с ИП А.Б. Казазаевой. В договоры с МУПВ «Некрополь» включались в основном услуги, которые в соответствии с постановлением администрации города Владивостока уполномочено оказывать только предприятие (например, транспортировка тела (останков) умершего и кремация), а также реализация похоронных принадлежностей (урны для праха, венки, гробы). В договоры с ИП А.Б. Казазаевой включались оставшиеся виды услуг, в том числе по обслуживанию похорон, не оказываемые предприятием.

Таким образом, агенты МУПВ «Некрополь» выступали от имени другого исполнителя ритуальных услуг (ИП А.Б. Казазаева), включая часть услуг в договоры от лица ИП А.Б. Казазаевой. При этом предприятие, не оказывая услуги рабочего по обслуживанию похорон и подготовке тела (останков) умершего к погребению, не имело возможности получать определенный доход от данного вида услуг.

В нарушение статьи второй муниципального правового акта от 09.09.2008 №49-МПА «Порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и казенных учреждений на территории города Владивостока» в перечень-заказ ритуальных услуг по прижизненным договорам на организацию похорон, гарантирующим оказание комплекса ритуальных услуг в случае смерти лица, в пользу которого заключается договор, включены услуги, тарифы на которые не установлены постановлениями главы города Владивостока, а именно: услуги морга в сумме трех тыс. рублей, доставка и расфасовка песка в сумме двух тыс. рублей (данные тарифы определены предприятием самостоятельно).

Несмотря на то что, заключая прижизненный договор, предприятие гарантирует полный комплекс похоронных услуг и принадлежностей по выбору заказчика, при наступлении смерти лица, в пользу которого заключен договор, обязательства в рамках заключенного договора исполнялись частично. После наступления смерти заказчика по прижизненному договору МУПВ «Некрополь» составлялся новый договор, из которого исключалась часть услуг (в том числе и услуги морга). На сумму разницы в стоимости услуг по прижизненному договору и вновь заключенному договору МУПВ «Некрополь» оформлялись расходные кассовые ордера на имя лиц, взявших на себя обязанности по погребению (по доверенности либо в рамках вновь заключенного договора).

Как следствие, стоимость услуг возмещалась отделением Пенсионного фонда РФ предприятию из расчета стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, утвержденной главой города Владивостока и согласованной в установленном порядке (6332,74 рублей). Разница между понесенными расходами МУПВ «Некрополь» и возмещенной ему стоимостью услуг относится предприятием на убыток, что отрицательно влияет на формирование его финансового результата.

В нарушение статьи 21 федерального закона №161-ФЗ и пункта 5.3.2 Устава предприятия руководитель МУПВ «Некрополь» в проверяемом периоде являлся учредителем (соучредителем) трех обществ с ограниченной ответственностью. Между МУПВ «Некрополь» и одним из указанных обществ в проверяемом периоде заключались сделки (по аренде автотранспортных средств и оборудования заключено 94 договора) с заинтересованностью руководителя предприятия без согласия собственника муниципального имущества, что является нарушением требований части 1 статьи 22 федерального закона №161-ФЗ.

Кроме того, оплачивались сделки по договорам аренды автотранспортных средств (заключенным до проверяемого периода и дополненным соглашениями о продлении срока действия на проверяемый период — пять договоров), а также по одному договору на оказание услуг по погребению невостребованных тел, которые также не согласованы с собственником муниципального имущества.

Кроме того, в нарушение части 2 статьи 22 федерального закона №161-ФЗ информация об участии директора МУПВ «Некрополь» в обществе (владении двадцатью и более процентами долей юридического лица, являющегося стороной сделки в отношениях с унитарным предприятием) в управление муниципальной собственности предприятием не направлялась. Данный факт документально не подтвержден.

В целях принятия мер по устранению нарушений и недостатков направлены представления в МУПВ «Некрополь» и управление дорог и благоустройства города Владивостока с требованием рассмотреть их и принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков. В управление муниципальной собственности направлена информация для принятия мер в соответствии с функциями, закрепленными положением об УМС.




Для справки, по данным ЕГРЮЛ на 13 октября 2017 года, исполняющим обязанности директора «Некрополя» является Константин Олексеенко. Он был назначен 10 октября 2017 года. Ранее предприятие с 2012 года возглавлял Игорь Бабынин.

Prim.News on Telegram



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *