Начальник управления Судебного департамента по Приморскому краю Вилен Зацепин: «Судья должен вершить правосудие, всем остальным занимаемся мы»

Управлению Судебного департамента по Приморскому краю в 2018 году исполнилось 20 лет.

Начальник управления Вилен Зацепин ответил на вопросы Prim.News.

— Для чего был создано управление Судебного департамента?

— Историю Судебного департамента можно вести с принятия Конституции 1993 года, в которой были заложены основы полной модернизации судебной системы, новой модели судопроизводства. И вот с этого момента — принятие закона 1998 года о судебном департаменте, который ввел все те функции, которыми сегодня наделено наше ведомство. Основная функция — обеспечение деятельности судов: мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного характера. Управление работает над созданием всех условий для полностью независимого судопроизводства. Идея такая: судья должен вершить правосудие, всем остальным занимаемся мы, обеспечивая условия для его работы. Мы не исполнительный орган, как это было при Министерстве юстиции.

— К исполнению своих должностных обязанностей вы приступили 1 октября 2014 года. Какие были ваши первые шаги в новой должности, c какими проблемами столкнулись в начале своей работы?

— В первую очередь после назначения нужно было вникнуть, изучить проблемы судов, осознать их, решить, как двигаться вперед, исходя из тех потребностей, которые существуют. Нужно отдать должное бывшему руководству департамента: на протяжении 17 лет оно очень много сделало для становления управления Судебного департамента по Приморскому краю. И моя задача была не только удержать всё то, что было сделано ранее, но и в рамках закона улучшить работу. Мы постарались более активно и целенаправленно работать по обеспечению судов.

Здесь важно понять, что наша задача состоит в том, чтобы судья чувствовал себя уверенно, принимая те или иные решения, не беспокоился не о чем. Чувству уверенности способствует безопасность и благополучие его семьи. И как более комфортно это сделать: оперативно реагировать на те, или иные изменения – в этом и заключается наша задача.

Вилен Зацепин (справа)
Вилен Зацепин (справа)

— Как с внедрением новых технологий поменялась работа судов?

— Мы работаем на фоне постоянных нововведений. Особенно это касается новых технологий. В частности, это организация филиала АИС «Правосудие». Сегодня каждый суд имеет свой официальный сайт. Суды подключены к системам «Правосудие», «Судимость», «Кадры» и другим. Ведутся электронные судебные картотеки. Направлений достаточно много. И постоянно эти системы модернизируются, прогресс не стоит на месте. Управление в том числе занимается закупкой программного и аппаратного обеспечения.

Кстати, именно наш департамент одним из первых внедрил в работу систему учета оплаты процессуальных издержек, компьютеризировал это направление. Это касается оплаты услуг адвокатов, переводчиков и так далее. Сперва эту систему мы внедрили в одном из судов, затем в управлении, а после распространили на все суды (35 районных и городских и четыре военных гарнизонных).

— В условиях непростой экономической ситуации как обстоят дела с ремонтными работами помещений и зданий судов?

— Большая площадь территории Приморского края и удаленность некоторых судов дает определенную специфику нашей работе. В прошлом году мы закончили большую стройку в Тернее. Был выполнен капитальный ремонт Тернейского районного суда. Работы нужно постоянно контролировать, так как управление Судебного департамента — в том числе и контролирующий орган. За последнее время в Приморье было отремонтировано много зданий судов, в Шкотовском, Хасанском, Михайловском, Партизанском районах Приморского края. За 20 лет было построено два новых здания суда: в Находке (Дворец правосудия общей площадью 4500 квадратных метров) и в Лесозаводске.

— Как сегодня обстоят дела с обеспечением безопасности в судах?

— Это один из приоритетов работы управления Судебного департамента. Во всех судах у нас установлены системы пожарной сигнализации, а тревожные кнопки есть в каждом зале для судебных заседаний. Во всех судах также установлены стационарные металлодетекторы.

Взаимодействие с ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний) и ФССП (Федеральная служба судебных приставов) происходит на фоне постоянного изменения федерального законодательства. Под изменяющиеся регламенты силовых ведомств приходится подстраиваться и управлению. Для этого заключаются соответствующие соглашения. Меняются различные нормативы. Например, это касается требований к камерам для содержания подсудимых.

— Как сегодня обстоит дело с открытостью судов?

— Сегодня судебная система работает по принципу гласности. Если дело не составляет секретности, то оно доступно для посещения. В судах работает видеоконференцсвязь, ведется аудио-протоколирование заседаний. Вся информация о решениях судов публикуется на сайтах, при этом специальная программа скрывает персональные данные. В каждом суде также установлены информационные киоски.

Хотелось бы полностью перевести в электронный вид весь документооборот, но пока нормативы этого не позволяют. При этом сегодня любой гражданин может направить свое заявление в суд в электронном виде, и мы будем реагировать на него.

— Управлению 20 лет, каковы планы на будущее?

— В будущем хотелось бы, чтобы каждый суд превратился в настоящий Дворец правосудия. В идеале это должно быть современное и технологически развитое место, как внутри, так и снаружи. Задача – усовершенствовать то, что есть, по возможности привнести и новое.

— Вилен Анатольевич, поздравляем вас и весь коллектив управления Судебного департамента с 20-летием!




— Спасибо Вам за интервью!

Prim.News on Telegram



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *