Восьмого июля на территории студенческого городка МГУ им. адм. Г.И. Невельского был торжественно открыт памятный знак жертвам морских катастроф. Основой композиции стал артефакт – якорь английского производства конца XVIII века конструкции лейтенанта ВМФ Англии Уильяма Роджера, поднятый со дна моря в 2017 году экипажем теплохода «СТ Конфиденс» и переданный университету компанией ООО «Совфрахт-Восток». Об этом говорится в пресс-релизе вуза.
Торжественная церемония открытия стала завершающим этапом в создании этого значимого для Владивостока памятного знака. Идея о его необходимости витала буквально в воздухе. И вот в прошлом году всё сошлось: уникальный якорь, поддержка руководства университета и ООО «Совфрахт-Восток», профессиональные создатели эскиза и его воплощения.
В этот летний солнечный день на площадке перед памятным знаком выстроились курсанты, пришли дети из летней смены центра «Мореход». В церемонии приняли участие члены ректората, гости сотрудников и ветеранов университета, представители ДВМП, Морского собрания.
Открыла церемонию вступительным словом начальник центра патриотического воспитания управления воспитательной работы М.Р. Каменева. Подчеркнули значимость события в своих выступлениях ректор Д.В. Буров, генеральный директор компании «Совфрахт-Восток» А.А. Хрусталев, председатель Думы города Владивостока А.П. Брик.
Президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов, председатель профкома моряков Владивостока Российского профсоюза моряков П.И. Осичанский отметил, что такого знака памяти о моряках, погибших в морских катастрофах, пожалуй, нет нигде в мире. Он вручил студенту 4-ого курса факультета управления морским транспортом и экономики Максиму Добровольскому, отец которого электромеханик погиб на траулере «Дальний Восток», свою книгу «Спасите нас на суше» и материальную поддержку от профсоюза моряков.
Максим Добровольский рассказал, что в экипаже вместе работали отец и мать. До последней минуты отец, выполняя свои должностные обязанности, успел включить аварийное освещение, чем спас жизнь многим морякам, в том числе и матери, а сам погиб.
Действительный член Русского географического общества – Общества изучения Амурского края Г.А. Воронин обратился к курсантам с пожеланием, чтобы они досконально знали свои обязанности, тщательно изучали свои действия во время пожарной, шлюпочной и других тревогах.
Право открыть памятный знак было предоставлено ректору Д.В. Бурову, генеральному директору компании «Совфрахт-Восток» А.А. Хрусталеву, президенту Дальневосточной ассоциации капитанов П.И. Осичанскому и студенту 4-ого курса ФУМТЭ Максиму Добровольскому.
Экспертную оценку якорю дал капитан дальнего плавания Г.А. Воронин. Вот что он рассказал: «В историческом плане якорь очень интересен. Во-первых, он кованый, а не литой, а это значит, что он изготовлен в конце XVIII или в начале XIX века. Это не адмиралтейский якорь, хотя отдалённо на него похож. У адмиралтейских якорей сечение рогов и веретена круглые или овальные, а у этого якоря они прямоугольные. Во-вторых, у якоря металлический и прямой, а не изогнутый, шток, и вдобавок с «яблоками» (шарами) на концах, чтобы не зарывался в грунт. Когда-то он был наглухо закреплён своей серединой в отверстии веретена, но со временем оторжавел и сдвинулся.
Якорь крепился снаружи корпуса судна, причём часть штока укладывалась на палубу, а другая выдавалась за борт. Для укладывания якоря в такое походное положение его поднимали за специальный бугель, закреплённый в центре тяжести якоря. Именно за этот бугель крепился нижний блок кат-талей. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что это – английский якорь конструкции лейтенанта ВМФ Англии Вильяма Роджера.
Известно, что пакетбот Витуса Беринга «Святой Пётр» погиб в 1741 году. Неподалёку от бухты «Банка Беринга» в 1853 году погибло английское исследовательское судно «Инвестигейтор». Возможно, что найденный якорь является одним из якорей этого судна (становой или вспомогательный, верп или стоп-анкер)».