Во Владивостоке ушёл из жизни известный художник Виктор Серов. Об этом сообщается в фейсбуке директора музея «АртЭтаж» Александра Городнего.
Прощание с Виктором Серовым пройдет а следующей неделе. Информация о дате, времени и месте будет дополнительно.
«Виктор Игоревич Серов – многогранный мастер. Его творческий поиск начался с освоения художественного опыта постимпрессионизма, в дальнейшем приведший его к кратковременному увлечению соц-артом. Испытал воздействие техники письма старых голландских мастеров, постигая и осваивая вековые секреты особенной и выразительности монохромной живописи. Обращение к эстетике примитива, народного лубка у Виктора Серова – следствие интереса к детскому творчеству, понимания им прелести и свежести наивного искусства», — писали к аннотации к одной из выставок Виктора Серова, который родился в 1959 году.
Искусствовед, зав. научным отделом Приморской государственной картинной галереи Наталья Левданская — о Викторе Серове
— Творческая биография Виктора Серова насыщена самыми разнообразными событиями и проектами. После окончания института в 1990-е годы экипаж яхты «Аллегро» в составе: Горбачев С.Д., Камалов А.В. и Серов В.И. каждое лето отправлялся в «Арт-круиз» вдоль побережья южного Приморья — узнавали новые места, копили впечатления, писали этюды.
Во время одного из путешествий на Курилы, своего рода Мекку для приморских художников, у Виктора Серова и Андрея Камалова родился замысел одной из самых известных картин приморского изобразительного искусства конца ХХ века — диптиха «Гостинка». Плавание длилось двенадцать дней, делать было нечего. Поскольку оба в то время жили в домах гостиничного типа, начали придумывать и рисовать сюжеты из жизни жильцов «гостинок». В 1992 году диптих успешно экспонировался на международной выставке в г. Тояма (Япония). Позже «Гостинка» — яркий пример приморского соц-арта — была приобретена Приморской картинной галереей. В 1993 году, по приглашению Вашингтонского государственного университета (штат Вашингтон, США) Виктор Серов и Александр Куценко первыми из приморских художников побывали в творческой командировке в Америке.
В целом 1990-е для Виктора Игоревича — время поисков стиля, технических приемов, новых решений. Он глубоко изучает технику старых голландских мастеров. «Гостинка», например, написана с применением «вульгаризованной» техники малых голландцев — как бы оставлена на стадии гризайля. Некоторое время Серов увлекался этим оригинальным приемом, отсылающим к голландцам, но не следующим за ними.
Серов считает, что свобода стиля — это свобода художника. В России все постоянно меняется. Вынуждая меняться и художников.
В 2000-е Серов обращается к натурным этюдам, следуя заветам В.М. Шлихта, который считал, что только от природы художник получает энергию. Однако натурные этюды в графических произведениях Серова нового века претерпевают довольно основательную переработку, превращаясь почти в абстрактные композиции. Тем не менее, любимые приморские мотивы легко угадываются в них. Как это удается художнику — остается догадываться. Возможно, разгадка в том, что у Серова есть желание работать и в реалистической, и в модернистской, иногда и в постмодернистской манерах. С одной стороны, ему все интересно, а с другой, — не следует забывать ещё об одной стороне его деятельности — педагогической. Серов принял эстафету руководства народной художественной студией Дворца культуры железнодорожников у Сергея Симакова, Симаков — у Виктора Шлихта, Шлихт сменил на этом посту основателя студии (1960) Григория Цаплина. К студийцам В. Серов относится очень серьезно, и они отвечают ему беспредельным доверием и уважением.
Уже в раннем периоде творчества В.И. Серова были заложены основы его индивидуальности — поиск начался с освоения модернистского постимпрессионизма («Осень на берегу»), затем шло кратковременное увлечение соц-артом — индивидуальное («Двенадцать половых заповедей») и в компании с Андреем Камаловым («Гостинка» (собственность ПГКГ), «Житие-1», «Житие-2») практически в то же время — постижение сложной техники письма старых голландских мастеров («Прибрежная старость — 1», «Прибрежная старость — 2», «Корабль. День рыбака») и прелести наивного искусства («Ноу проблем — 1», «Ноу проблем — 2»). В графике 2000-х Серов предстает перед зрителем мастером, для которого главное не рассказ о жизни, людях, событиях, окрашенный доброй иронией или сочувствием, а создание метафизического образа края, с которым связала его судьба.
Как это часто бывает в современном искусстве, неоспоримое отнесение к тому или иному стилистическому течению таких произведений, как «Урок», «Автопортрет с «Неизвестной», «Ночная дорога» и многих других представляется практически невозможным, что не мешает зрителю проявить к ним интерес, внимание, заставляет его размышлять по поводу замысла художника в каждом конкретном случае. А это — главное! (Источник)
Александр Городний — о Викторе Серове
— С Виктором Серовым познакомился в 1989 году, когда я встал на галерейную тропу и симпатии притянули к художникам группы «Штиль», участником которой он был. Группа «Штиль», это отдельная песня в изобразительном искусстве Владивостока. Каждый был там одарен впечатлительным ярким талантом, молодым задором и с выплеском свежих идей.
Добавим здесь, что дело происходило в разгар «перестройки». Художники оглядывались в далекое и недалекое прошлое, с восторгом воспринимали настоящее и будущее. В ход шли все накопленные веками мировые достижения и стили изобразительного искусства, подвластные на тот момент молодым художникам.
Виктора Серова нельзя было не заметить! Добрая душа и одаренный художник, проявлял себя в ногу со временем, живо изображал социальные перипетии тогдашней жизни. «Урок», «Не кури», «Кто не работает, тот не ест», «ХХ11 половых заповедей революционного пролетариата» и др. работы конца 80-х отражали суть времени и были понятны каждому, от капризного эстета до простого обывателя, включая иностранца.
Нужно отметить, немаловажно, что находясь здесь, в далеком приморском краю, и будучи оторванными от мировых цивилизаций, наши художники умудрялись идти в ногу и в авангарде современного искусства. Последовавшие многочисленные выставки в столицах и за границах убедительно доказали это, меня же, как галериста, сподвигли на создание во Владивостоке музея современного искусства.
Время, и тот же задор, бежали стремительно... Портреты Виктора Серова перерастали в живые сценки на холстах и деревянных досках, появились инсталляции, в ход пошел соц-арт, лубок, экспрессионизм и давняя любовь к малым голландцам. Последние у Серова исполнены в «коричневом стиле», в технике старых мастеров, и отражают быт и чаяния народа: «Прибрежная старость», «День рыбака», «Летайте самолетами Аэрофлота, «Храните деньги в Сберегательной кассе» и др.
В городе у него были старшие, авторитетные учителя – В.М. Шлихт, Ю.И. Собченко, а также друзья-художники Сергей Симаков, Андрей Камалов, Сергей Горбачев, мнением которых он очень дорожил и воспринимал их философию. Когда не стало Виктора Шлихта, и уехал на запад Сергей Симаков, Серов продолжил их дело, и уже много лет, по настоящее время, успешно руководит народной студией в краевом ДК железнодорожников. Отдельно в творчестве художника необходимо отметить тему приморского пейзажа, которую он непрерывно демонстрирует: в живописи, это монументальные и камерные «Стихии Приморья — 1», «Стихии Приморья — 2», «Охота» и т.д. , а в последние годы циклы графических листов, выполненных под впечатлением арт-круизов на яхте «Аллегро» и на пленэрах со своими студийцами. Серов здесь с экспрессией и любовью отражает нашу приморскую природу, раскрывает душу зрителю, проникает в её суть — дикой и одновременно привлекательной, незабываемой красоты. (Источник)