«Моя «Пятилетка 14». 580 дней: как готовились IX Зимние Азиатские игры

Поздней осенью Харбин окрасился в золотые тона, и теплые солнечные лучи падали на поблескивающие рекламные баннеры Зимних Азиатских игр 2025 года, установленные вдоль улиц. Талисманы Игр, «Биньбинь» и «Нини», по-прежнему с улыбками приветствовали гостей со всех уголков мира, а прохожие то и дело останавливались, чтобы запечатлеть на телефоны эту не угасшую горячую атмосферу...

Эхо праздника льда и снега еще звучало в ушах, когда стрелки часов перенесли нас к этим «воспоминаниям об Азиаде». Всего 580 дней – таков был невероятно короткий по меркам крупных международных соревнований (где подготовка обычно занимает от четырех до семи лет) срок на подготовку. Как же люди справились с этим предельным вызовом? Что они ждали?

За эти 580 дней было выполнено 188 ключевых этапов и 1220 задач в различных сферах деятельности. От этапа подготовки к проведению, от спортивных арен до городских улиц – Харбин на IX зимних Азиатских играх 2025 года представил впечатляющий результат. Город сдержал свое торжественное обещание – провести спортивный праздник «с китайским характером, азиатским колоритом, незабываемый и блестящий».

В 1996 году, когда Харбин принимал III Зимние Азиатские игры, в них участвовали всего 17 стран и регионов. В феврале 2025 года Харбин вновь зажег огонь Азиады: свыше 1200 спортсменов из 34 стран и регионов собрались на это ледово-снежное мероприятие, сделав Харбин первым в Китае «городом двух Азиад».

«Это самые успешные Зимние Азиатские игры»

Успешное проведение IX зимних Азиатских игр в Харбине установило множество рекордов: самый короткий срок подготовки, наивысший процент использования существующих объектов и крупнейший состав участников. Кроме того, была представлена невероятно красивая, зажигательная и трогательная церемония открытия, получившая высокую оценку Международного олимпийского комитета, Олимпийского совета Азии и других сторон.

«Это самые успешные Зимние Азиатские игры», — высоко отозвался первый вице-президент Олимпийского совета Азии Генри Фок. — «Здесь уникальные ресурсы льда и снега. На мой взгляд, Харбин может стать мировым центром зимнего туризма и зимних видов спорта».

580-дневная экстремальная операция и тщательные усилия организационного комитета показали всему миру скорость, интенсивность и высоту конкуренции в Китае.

6000 волонтеров на мероприятиях и 16000 городских волонтеров были заняты во всех уголках города, а медицинское обслуживание было профессиональным, стандартизированным и эффективным, сравнимым с Олимпийскими играми.

Более 3000 сотрудников, предоставляющих гарантийные транспортные услуги, работали на передовой, имея 82 линии транспортного сообщения и 1090 гарантированных транспортных средств для непрерывных перевозок; услуги по приему гостей и организации питания в деревне спортсменов, деревне технических работников, деревне СМИ и семье OCA получили широкую оценку.

Жители Харбина еще больше осознают важность акции «каждый — хозяин», помогая Ядуну и добавляя красок в «Эрбин».

Ни минуты промедления, ни шага назад — таков был принцип работы.

«Подготовка к IX Зимним Азиатским играм была чрезвычайно эффективной. Всего за 18 месяцев вы превратили Харбин в сказочную ледяную столицу — это выдающееся достижение», — так оценил Генри Фок.

Инновации ускорили ритм Азиады. Оргкомитет Харбинских Игр радикально сократил и пересмотрел четыре традиционных этапа подготовки, ускорив продвижение всех работ. Благодаря новым технологиям и методам Харбинский международный выставочный и спортивный центр — место проведения церемоний открытия и закрытия — всего за полгода обновился и обрел «второе дыхание».

Строительство чаши олимпийского огня Азиады велось в режиме «секунда на счету»: менее чем за сто дней главный факел «Снежная сирень» великолепно расцвел. Харбинский дворец спорта для хоккея с шайбой был полностью модернизирован с точки зрения охлаждения, осушения, освещения, отопления и сетевых функций. А арена для керлинга, ранее бывшая катком хоккейного дворца спорта начальной школы Наньчэн в районе Пинфан, всего за 180 дней напряженной работы сотен строителей была готова и передана эксплуатационной команде.

На горнолыжном курорте Ябули крупные снегоуплотнительные машины в любой момент готовы были обеспечить соответствие трасс высочайшим стандартам, создавая спортсменам идеальные условия для соревнований. «Идеальные трассы и прекрасное качество воздуха здесь помогли мне завоевать медаль», — восхищался казахстанский лыжник Вадим Куралес, участник IX Зимних Азиатских игр.

Азиатские игры — это не только праздник зимних видов спорта, но и всесторонняя демонстрация комплексной мощи города. Харбин тесно увязал обеспечение проведения Игр с городским развитием и ожиданиями населения, сплотил мощную силу единства и устремленности всех жителей, что способствовало всестороннему скачку в качестве города, управлении и цивилизованности.

Это чудо, но прежде всего — ответственность

От успешной заявки до церемонии открытия — гостеприимный, новаторский, открытый Харбин действовал всем городом, днем и ночью, явив миру «чудо 580 дней».

С тщательностью, точностью и скрупулезностью — стремясь к совершенству. Партийный комитет и правительство провинции Хэйлунцзян всесторонне реализовали важные указания генерального секретаря Си Цзиньпина. Секретарь парткома провинции Сюй Цинь и губернатор Лян Хуэйлин инспектировали подготовку к Азиатским играм, подчеркивая необходимость сквозного соблюдения принципов «лаконичности, безопасности и зрелищности» на всех этапах подготовки. Широкие массы партийных кадров и населения проявили несгибаемую волю, воплощая ответственность в действиях.

«Чтобы не повлиять на нормальное открытие «Мира льда и снега», репетиции на дополнительной площадке проводились каждый день после 22:30. Во время первой репетиции зажжения огня из-за сильного ветра четыре факела потухли, и мы немедленно провели ночное совещание по выработке решения — нужно было обеспечить безусловное зажжение огня», — рассказала Чжан Вэй, исполнительный режиссер церемонии зажжения огня на дополнительной площадке «Мира льда и снега».

На батареях в спальнях и на подоконниках в коридорах сушились ватные брюки и обувь... Такова была бытовая картина жизни членов энергетической команды на курорте Ябули во время Игр. В горах со средней высотой 800 метров обходчики линий, шаг за шагом, с трудом продвигались вдоль трасс электропередачи первой категории для Игр, обеспечивая стабильную подачу электроэнергии для снежных соревнований Азиады.

Юй Хайтао из дорожной полиции управления общественной безопасности Харбина был «картографом» маршрутов транспортного обеспечения церемоний открытия и закрытия Игр. За пять месяцев до открытия Азиады он постоянно курсировал между различными местами размещения и аренами, пешком изучая каждый маршрут, наблюдая за транспортными потоками в разное время, и тщательно разработал детальные планы маршрутов «место отправления транспорта — место размещения персонала — зона дистанционного скоординированного управления — объект», скрупулезно составив схемы транспортных потоков и парковок.

«Это был колоссальный вызов!» — такими были истинные чувства Юй Синьтун, руководителя группы обслуживания НОК команды по связям с НОК стран/регионов отдела внешних связей Исполкома Игр, когда она получила задание по организации подготовки программного документа «Руководство для глав делегаций». Она приходила на работу в семь утра и уходила глубокой ночью, внесла более ста правок, и в итоге 238-страничная английская версия «Руководства» была успешно опубликована.

Около 100000 человек подали заявки — с самого начала набора волонтеров Харбинских Азиатских игр стал очевиден огромный энтузиазм участников. В конечном итоге была сформирована команда примерно из 6000 волонтеров Игр, отличающаяся «разнообразным составом, высокой профессионализацией и богатым практическим опытом».

Волонтеры Ян Ханьюань и его отец, как настоящие «партнеры по службе», несли свою вахту на разных спортивных объектах, проявляя высокую ответственность. На горнолыжном курорте Ябули при -20°C волонтер Ван Хань неподвижно стояла сбоку от трассы, внимательно следя за результатами спортсменов, и такие «дежурства» длились по три-четыре часа. Чтобы улучшить общение с атлетами из разных стран и регионов, волонтер Янь Пэнсэнь и его товарищи самостоятельно создали разговорник с часто используемыми фразами на десяти языках.

Сегодня Харбин активно стремится создать мировой бренд зимних видов отдыха, курорт мирового класса и центр ледово-снежной экономики. Ледяная культура и зимняя экономика становятся новым драйвером качественного развития и новой связью с внешним миром. Провинция Хэйлунцзян в полной мере открывает новую главу «эпохи после Азиады», прилагая все усилия для распространения эффекта от Игр на различные сферы, превращая «горячий» лед и снег в новую движущую силу для высококачественного развития.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *