Они касаются в том числе процедуры оформления судов, ведущих промысел в исключительной экономической зоне России.
Вопросы развития рыбохозяйственной отрасли, по которым будут подготовлены предложения в адрес правительства РФ и Морской коллегии при правительстве РФ, обсудили на заседании Морского совета на борту крупнейшей в мире рыбоперерабатывающей плавбазы «Всеволод Сибирцев», которая в настоящее время пришвартована у причала Владивостокского морского рыбного порта.
Кинозал «Всеволода Сибирцева» принял более 60 человек: представителей рыбодобывающих, стивидорных компаний, судостроительных предприятий, ТОФ, Росгвардии, контрольно-надзорных органов, вузов и научных кругов, общественных организаций, СМИ, — уточняет пресс-служба администрации Приморского края.
Процедуру оформления судов, ведущих промысел в исключительной экономической зоне России, предложили изменить
Первым вопросом, который обсуждали на Морском совете, стала проблема оформления судов, осуществляющих промысел в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России. С докладом выступил управляющий группой компаний «Доброфлот», председатель секции совета по рыбохозяйственной деятельности и марикультуре Александр Ефремов.
По словам Ефремова, сегодня у рыбохозяйственной отрасли России много проблем: это устаревший транспортный и добывающий флот, экспортная ориентированность отрасли, ее низкая налоговая отдача, торговля квотами на добычу ресурсов, существование рыбных рантье, неразвитость портовых структур и рефрижераторных мощностей, высокие издержки при доставке рыбной продукции в центральные районы страны, высокие административные барьеры для российских рыбаков, а также иностранное присутствие через аффилированных российских лиц.
«На сегодняшний день до двух миллионов тонн рыбопродукции производятся за пределами 12-мильной зоны в отсутствии административных регламентов. Сейчас, чтобы рыбопромысловое, рыбоперерабатывающее судно вышло для производственной деятельности в исключительную экономическую зону, оно по сути оформляется для заграницы – как будто продукция произведена, например, в другом государстве», — отметил Ефремов.
Между тем, в СССР с успехом применялся режим каботажного плавания, при котором как одно море рассматривались Черное и Азовское моя, Белое море и Северный Ледовитый океан, Японское, Охотское и Берингово моря. Режим каботажного плавания существует и сейчас, а также применяется в России. Однако выход в ИЭЗ требует оформления в режиме «закрытой границы». Нарушение этих требований предусматривает санкцию в виде административного штрафа (до 800 тысяч рублей). Текущее положение дел создает условия для незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (ННН-промысла), подчеркнул управляющий группой компаний «Доброфлот».
Для примера, судно приходит из-за границы без оформления в российском порту, осуществляет ННН-промысел в ИЭЗ России и может пересекать границу исключительной экономической зоны России без ограничений. В другом случае судно оформляется в режиме закрытой границы, при этом по пути за границу осуществляет ННН-промысел в ИЭЗ России.
Также допускается случай, когда иностранное судно заходит в ИЭЗ под видом транзита, осуществляет браконьерский вылов, выходит из ИЭЗ под защитой Конвенции о морском праве. Не исключено, что российское юридическое лицо (держатель квот) может «продать» квоты иностранному судну, при этом иностранное судно осуществляет браконьерский вылов и убывает из ИЭЗ России без захода в российский порт.
Однако выход из положения есть. В частности, предлагается суда, прибывшие с территории иностранного государства, иностранной экономической зоны или открытого моря, по завершению рыболовной деятельности проходить пограничный, таможенный и иные виды контроля в пунктах пропуска. В результате это позволит исключить возможность контрабанды иностранной продукции под видом продукции, выловленной в ИЭЗ России, а также снизит риски экологических нарушений за счет повышения доступности контроля природоохранными органами.
По словам Александра Ефремова, предлагаемые изменения приведут к возникновению следующих преимуществ:
1. за счет обязательного оформления судов, осуществляющих рыболовство в исключительной экономической зоне России, повысится эффективность контроля;
2. будет исключена возможность контрабанды иностранной продукции;
3. за счет повышения эффективности контроля станет возможным снижение риска экологических нарушений;
4. процессы оформления и выхода в море для российских рыбаков будут значительно упрощены.
ВРИО губернатора Приморского края Андрей Тарасенко подчеркнул, что для оформления предложений в адрес правительства РФ необходимо тщательно проработать вопрос, разделить его на две составляющие: российские и иностранные суда. «Я согласен, что нужно менять правила игры. Надо на профильной секции этот вопрос отработать – какое решение хотим от правительства получить. Готовьте корректную формулировку», – заявил он.
Плавбазы и плавзаводы предложили внести в Российский международный реестр судов
Также в ходе заседания Морского совета президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья – заместитель председателя совета и секретарь совета Георгий Мартынов озвучил предложение о внесение в Российский международный реестр судов плавбаз и плавзаводов.
«Какие преимущества дает внесение флота в этот реестр? Действующее законодательство предусматривает две льготы. Это освобождение от уплаты таможенных платежей, что для плавбаз и плавзаводов не актуально. Вторая – это освобождение от уплаты страховых взносов с заработной платы членов экипажа. Мы просим внести всего шесть плавзаводов, оставшихся в РФ, в Российский международный реестр судов. Речь не идет о громадных суммах, выпадающих из бюджета, но для плавбаз это будет серьезное подспорье, которое позволит повысить зарплату работникам и снизить расходы на содержание судов», – подчеркнул Георгий Мартынов.
Для Приморья вопрос – немаловажный, поскольку четыре существующие в России плавзавода и плавбазы относятся к краю. Одна из них – «Всеволод Сибирцев».
«25 лет назад, когда осуществлялся промысел иваси, произошло деление на две операции: вылов и переработка. С судами по вылову и сегодня проблем нет, а перерабатывающих плавбаз из 500 осталось шесть. Они необходимы для развития промысла. Если сейчас не поддержим, все это пройдет мимо нас», – отметил Александр Ефремов.
[nggallery id=491]
Фото: Валерий Лутор, Prim.News