Психолог Екатерина Королькова рассказала Prim.News о послеродовой депрессии.
22 ноября 2019 года во Владивостоке обнаружили тело новорожденного ребенка с признаками насильственной смерти в виде телесных повреждений, характерных при падении с высоты. Сообщалось, что трагедия произошла в семье врачей, при этом женщина могла страдать послеродовой депрессией. По словам соседей, супругов характеризовали положительно. По подозрению в совершении преступления была задержана 37-летняя мать малолетнего. Позже ей предъявили обвинение.
По версии следствия, утром 22 ноября 2019 года обвиняемая, находясь на 8-м этаже в квартире дома, умышлено бросила ребенка в открытое окно. Ребенок упал с высоты 30 метров и от полученных при падении повреждений скончался.
По уголовному делу были назначены судебные экспертизы, в том числе психолого-психиатрическая экспертиза в отношении обвиняемой, допрашиваются свидетели.
Частно практикующий психолог, психоаналитический психотерапевт Екатерина Королькова по просьбе Prim.News рассказала о послеродовой депрессии.
— Послеродовая (постнатальная) депрессия — это состояние, которое развивается в период от самих родов до 4-6 недель после родов. Исследование 1996 года М. О'Хара и А. Свэйн показало, что этому состоянию подвержены около 13% матерей в постнатальном периоде. Это состояние полностью соответствует клинической депрессии, вопрос только в том, что в данном случае оно спровоцировано родами. По всей видимости, влияние на вероятность депрессии оказывают два фактора:
— изначальная предрасположенность к депрессии или биполярному расстройству, которая может быть связана с конституцией или с прижизненными психическими травмами;
— сами роды, которые являются триггером, то есть провоцирующим фактором.
Дело в том, то родовая деятельность сопровождается огромным выбросом гормонов, которые не только отвечают за родовую деятельность и лактацию, но и оказывают очень существенное влияние на психику: дофамин и окситоцин, вырабатывающиеся в гипоталамусе, несут ответственность за формирование привязанности, и многие современные исследования изучают их роль в развитии психических расстройств, таких как шизофрения, аутизм, пограничное расстройство личности и др.
Непосредственно после родов может на несколько дней развиться так называемая транзиторная депрессия. Признаком настоящей послеродовой депрессии считается сохранение на срок более двух недель симптомов клинической депрессии: постоянное сниженное настроение, апатия, отсутствие интереса к деятельности, которая ранее приносила удовольствие, неспособность вообще получать какое-либо удовольствие, тревожность, нарушения сна и аппетита.
Совет матерям я дала бы следующий.
В обществе культивируется образ идеальной матери, красивой и счастливой, бесконечно любящей своего прелестного малыша. В связи с этим мать, заболевшая депрессией, может усугублять свое состояние самоупреками, стыдом и виной. Следует помнить о том, что это болезнь, и мать не может нести за нее ответственность. С послеродовой депрессией следует обращаться точно так же, как с другими болезнями — лечить как можно скорее. Тем более, что такое состояние у матери повышает риск проблем с психическим здоровьем у ребенка. Вообще, при любой депрессии, при переживании любого кризиса важно не терять контакт с близкими, не бояться просить помощи. Затруднения могут быть именно здесь — у матери, склонной к депрессии изначально могут быть трудности с тем, чтобы обращаться за помощью. Кроме того, помощь близких действительно в силу жизненной ситуации может быть недоступна. Чувство беспомощности — это одно из самых тяжелых переживаний для человека, и это также может усугублять ситуацию. В любом случае, вне зависимости от поддержки со стороны близких, я рекомендую сразу же обращаться за профессиональной помощью — к психиатру и к психотерапевту.
Почему о послеродовой депрессии так мало говорят? Почему для многих это является неким откровением? Я полагаю, опять же, в силу сложившегося стереотипа, о котором я написала выше. «Мать должна любить своего ребенка и все, что связано с материнством, должно приносить только счастье и радость». Если это как-то по-другому — это связано с виной и стыдом, я бы даже сказала, что диагноз «послеродовая депрессия» стигматизирует. Но важно понимать, что это только следствие невежества, это просто стереотип.