«Во Владивостоке разрешили снести 281 зелёное насаждение для строительства базы газовиков». «В пригороде Владивостока разрешили срубить 408 деревьев и кустарников ради строительства дома», «Владивостокской „Армаде“ разрешили срубить более 2000 деревьев и кустарников для стройки в районе Академгородка»... Подобные инциденты происходят в среднем раз в месяц. Действительно ли это настолько необходимо, и никаких альтернатив быть не может?
Железнодорожная станция вокруг дерева (Япония)
Ситуация была нестандартная, поскольку речь шла о камфорном дереве, возраст которого превышает 700 лет. Шел 1970-год, население Осаки непрерывно росло, соответственно, имевшейся на тот момент пропускной способности старой станции Каяшима была недостаточно. Чтобы реализовать проект по расширению, дерево нужно было куда-то деть. Власти, разумеется, избрали самый простой путь — срубить, и дело с концом. Однако жители города сделать этого не позволили. В итоге, и дерево на месте, и с пропускной способностью никаких проблем даже спустя несколько десятилетий.
Мы не случайно привели этот пример в первую очередь. Железнодорожная реконструкция — наиболее сложный проект с точки зрения соблюдения баланса между продуктивностью и сохранением растительности. Даже при строительстве автомобильной магистрали всегда есть возможность откорректировать отдельные фрагменты, не говоря уже об обычных зданиях.
Кстати, вот еще один пример разумного строительства в той же Японии — станция Хаттори Тэндзин в городе Тоёнака.
Советский стиль строительства сегодня крайне негативно влияет на развитие туризма в большинстве российских городов. Иностранные туристы могут восхищаться чем угодно — кухней, музейными экспонатами, памятниками архитектуры, построенными до 1918 года, но только не серыми безликими зданиями, возведенными за последнее столетие. Это был как раз тот однобокий подход по принципу: деревья убрать, бетонную коробку возвести, взамен деревьев разбить клумбу с цветами. В конечном итоге, никакой пользы ни для экологии, ни для туризма, к тому же практическая функция бетонной коробки по факту не на самом высоком уровне. Сегодня мы продолжаем множить эту серость и безликость.
Срубить 408 деревьев, чтобы на их месте построить один дом... Давайте посмотрим на несколько очень показательных примеров.
Здание Фонда науки, культуры и образования «Сарухан» (Турция)
Такое же невзрачное, типовое строение, однако, его фотографии облетели весь мировой интернет, поскольку авторам проекта запретили наносить какой-либо вред 330-летней калабрийской сосне, и им, соответственно, пришлось искать более изящные решения.
Дом среди деревьев (Аргентина)
Внешне проект также не представляет собой ничего особенно. Впрочем, это просто маленький частный домик, и перед архитектором не стояла задача построить что-то сверхъестественное. Он всего лишь превратил стволы деревьев в элемент внешней конструкции, и сегодня это определенно один из наиболее выразительных примеров экологичного проектирования.
Жилой комплекс «Ниаваран» (Иран)
Если кому-то предыдущие примеры показались не совсем тем, о чем идет речь, жилой комплекс «Ниаваран» — самое то. Это обычный дом, и здесь не было древесных долгожителей — самые обычные деревья, которые, казалось бы, можно было просто выкорчевать, а здание выстроить в форме ровного прямоугольника.
Итак, на чем мы остановились? Выкорчевать 408 деревьев (!), чтобы на их месте построить один дом... А как насчет того, чтобы построить дом, не повредив ни одного дерева? Если такой проект будет реализован, может быть не навсегда, но на долгие годы центр Приморья однозначно станет центром паломничества туристов со всего мира, в первую очередь архитекторов. Только задумайтесь: реализован проект посреди четырех сотен деревьев. Это вопрос авторитета города, региона, страны в целом. Золотой мост после такого оказался бы в рейтинге самых популярных достопримечательностей далеко позади.