Судно Yeruslan, оставленное без присмотра в акватории порта Владивосток, находится под ответственностью Федеральной службы судебных приставов.
Такова точка зрения, которую ИАА «ПортНьюс» изложил заместитель транспортного прокурора Приморской транспортной прокуратуры Дмитрий Бородкин.
Как следует из официального ответа Приморской транспортной прокуратуры на запрос ИАА «ПортНьюс», межрайонный отдел по особым исполнительным производствам управления Федеральной службы судебных приставов (ФССП) по Приморскому краю наложил арест на Yeruslan на основании удовлетворенных судом исковых требований экипажа. С момента описи имущества 13 апреля 2016 года, по мнению прокуратуры, сохранность арестованного судна находится в зоне ответственности той организации, которая его арестовала: «В соответствии со ст. 80, 86 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель при наложении ареста на имущество обязан передать его под охрану должнику, либо другим лицам, с которыми Федеральная служба судебных приставов или ее территориальный орган заключили договор. Таким образом, обязанность по обеспечению сохранности арестованного имущества возложена на должностные лица службы судебных приставов-исполнителей».
Между тем, ФССП отказывается от признания ответственности за сохранность судна, равно как и его транспортировку в безопасное место и ликвидацию возможного негативного воздействия на окружающую среду, перекладывая эти обязанности на судовладельца — компанию Claner Shipping Ltd, зарегистрированную в Гонконге, руководителя которой — гражданина РФ В.С. Мягчило полиция разыскивает с момента ареста судна. Уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 145.1 ч. 2 УК РФ (полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы) возбуждено в сентябре 2015 года следственными органами Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ.
Отвечая на запрос ИАА «ПортНьюс», пресс-служба управления ФССП России по Приморскому краю заявила, что, во-первых, «ФССП не является ответственным хранителем теплохода Yeruslan, так как положением ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания арестованного имущества несет собственник. Каких либо договорных отношений с судовладельцем у ФССП по охране данного судна нет. Арест на судно Yeruslan был наложен в качестве обеспечительной меры в рамках взыскания задолженности по заработной плате перед экипажем, что означает невозможность для собственника переоформить, а также продать имущество, однако судно по-прежнему остается собственностью компании... Поэтому ФССП не обладает полномочиями и возможностью предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в акватории морского порта Владивосток из-за возгорания и частичного затопления судна».
Во-вторых, «поскольку судно является собственностью иностранной компании, оценка его стоимости и реализация на территории РФ возможна только после ряда мероприятий (снятие с судового реестра в Королевстве Камбоджа, получения согласия от компетентного органа другого государства). В целях соблюдения всех норм международных правовых договоров необходимые процессуальные документы переведены на иностранный язык и направлены в Министерство юстиции РФ для последующего направления в компетентные органы другого государства. После получения всех необходимых документов арестованное имущество будет передано на реализацию».
В-третьих, после ареста «имущество было передано под охрану представителю судовладельца в лице капитана судна Yeruslan, поскольку в соответствии со ст. 71 Кодекса торгового мореплавания капитан судна в силу служебного положения признается представителем судовладельца в отношении исков, касающихся вверенного ему имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца».
Действительно, согласно имеющимся данным, 13 апреля 2016 года межрайонный отдел по особым исполнительным производствам управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю составил акт описи судна и передал имущество на хранение капитану судна А.В. Чепусову. Однако уже через неделю, 20 апреля 2016 года, капитан судна уведомил судебного пристава-исполнителя о том, что слагает с себя полномочия капитана, потому что контракт закончился, заработной платы он не получил и не имеет возможностей обеспечивать сохранность судна.
Решение об аресте судна Yeruslan принято Фрунзенским районным судом Владивостока 8 сентября 2015 года по факту задолженности по заработной плате членам экипажа. По данным Приморской транспортной прокуратуры, судовладельцу было предъявлено 16 исков на сумму более $250 тыс. В том же месяце следственные органы Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ по результатам процессуальной проверки возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.145.1 УК РФ (полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы). Через месяц 22.10.2015 судебные приставы-исполнители возбудили исполнительное производство. 13.04.2016 составили акт описи имущества и передали его на хранение капитану судна. В конце осени 2016 года экипаж полностью покинул борт судна. 31 января на судне произошел пожар. Его причиной, по мнению некоторых экспертов, было оставление судна без присмотра в начале зимы и, как следствие, открытый доступ к имуществу, которым воспользовались местные мародеры. Следствием грабежа и пожара стало нарушение конструкции, приведшие к поступлению в корпус воды.
Администрация Приморского края 5 февраля 2017 организовала комиссию по чрезвычайным ситуациям, результатом которой стало решение о взятии судна под охрану полицией, об определении места для стоянки в акватории Владивостока и о разработке плана буксировки.
Между тем, в субботу, 18 февраля, всего полчаса не хватило «Еруслану», чтобы уйти под воду, сообщает пресс-служба администрации Приморского края. «10 сантиметров отделяло судно от критической отметки», – рассказал и.о. директора приморского филиала «Морская спасательная служба» Владимир Щукин. Подробнее о том, как власти «борются» за судно, можно почитать здесь.