В 15% российских компаний, данные о которых раскрыла ФНС, нет ни одного сотрудника, в 50% фирм работают по 1–2 человека. РБК также обнаружил две малоизвестные компании, в которых работают свыше 600 тыс. человек
Опубликованные Федеральной налоговой службой (ФНС) открытые данные дают представление о том, сколько в России «пустых» компаний — предприятий, где никто не работает. Из статистики ФНС, которую проанализировал РБК, следует, что в 15,3% компаний, данные которых раскрыты ФНС, официально не трудоустроен ни один сотрудник. Всего в наборе 2,5 млн компаний, из них сотрудников нет в 381 тыс. организаций. О том, как проводится вывод персонала за штат, можно узнать здесь — outstaffing-sovetnik.ru/vyivod-personala. Эта информация будет востребована для некоторых компаний.
Открытые данные ФНС
1 августа ФНС опубликовала сведения о налоговой и бухгалтерской отчетности российских компаний. Они размещены в формате открытых данных на сайте ведомства (наборы под номерами 74–76). Опубликованные данные содержат информацию о специальных налоговых режимах, применяемых организациями, об участии в консолидированной группе налогоплательщиков и среднесписочной численности работников. В дальнейшем будут еще два этапа раскрытия. 1 октября служба раскроет сведения о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности, а также сумме уплаченных налогов, сборов и страховых взносов. А на третьем, финальном этапе 1 декабря будут опубликованы данные о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам организаций, налоговых правонарушениях и мерах ответственности за них с указанием штрафов.
Из-за санкций в наборах открытых данных, по крайней мере до 2020 года, не будет сведений о компаниях, входящих в перечень стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, а также отнесенных к крупнейшим налогоплательщикам. К крупнейшим налогоплательщикам федерального уровня ФНС относит компании с годовым доходом свыше 35 млрд руб., регионального уровня — от 2 млрд до 35 млрд руб. А в перечень стратегических предприятий, утверждаемый президентом, входит порядка 70 компаний, среди которых «Роснефтегаз», «РусГидро», РЖД, «Роснефть», «Газпром», «Аэрофлот», банк ВТБ и т.д.
В наборе открытых данных «Сведения о среднесписочной численности работников организации» содержится информация о 2,5 млн юридических лиц, данные составлены на 1 января 2018 года. Число организаций, о которых представлена информация, значительно меньше, чем число юрлиц, зарегистрированных в России на 1 января 2018 года: по данным ФНС, их было 4,37 млн, 3,6 млн из которых — только ООО.
Еще в 41,5% всех организаций, данные по которым раскрыла налоговая служба, среднесписочная численность работников была равна единице. В 10% компаний работают по два человека, в 13,7% — от трех до пяти. Менее чем в 20% организаций из списка число работников превышало пять.
«Даже если у организации отсутствуют штатные работники, она обязана представить отчетность с нулевым показателем», — сообщила РБК пресс-служба ФНС. Совместители и лица, осуществляющие работу по договорам подряда, в число сотрудников не включаются, отметили налоговики.
В данных, которые опубликовала ФНС, речь идет о постоянных сотрудниках, а значительная часть компаний в России оформляет работников по договорам, по совместительству, поэтому такая ситуация возможна, считает руководитель направления реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников.
«Да, у нас зарегистрировано огромное количество мелких предприятий, но при этом они не определяют ситуацию в экономике. Это микро- или малые компании, которые когда-то были созданы, а сейчас, возможно, уже активно не ведут бизнес. У нас только первая сотня крупнейших компаний создает почти четверть ВВП. И всегда в любой отрасли есть множество малых компаний, чей вклад ничтожен», — говорит эксперт.
Проблема компаний без сотрудников имеет фискальные корни, считает партнер юридической фирмы Taxology Михаил Успенский. На фонд оплаты труда (ФОТ) ложится нагрузка в виде социальных взносов, и работодатели не принимают сотрудников в штат, потому что хотят сэкономить на выплатах, отмечает он.
«С другой стороны, нулевая или минимальная среднесписочная численность не всегда является признаком налоговых махинаций. В современном мире компания вполне может быть конкурентоспособной и даже успешной без массивного штата сотрудников. Функции передаются на субподряд, а директор компании лишь координирует работу внешних провайдеров. Более того, пару лет назад Верховный суд встал на защиту классических перекупщиков, указав, что на них нельзя навешивать ярлык недобросовестности лишь по причине минимального штата», — поясняет Успенский.
Дада Линделл, Антон Фейнберг, Юлия Лымарь, Екатерина Копалкина, РБК