С первых дней октября в Приморье начался нерест ценных пород рыбы: кеты, горбуши, лосося. Рыбная ловля в нерестовый период запрещена, но далеко не всех это останавливает.
Съемочная группа «Вестей: Приморье» побывала в Хасанском районе, куда ради икры приезжают браконьеры со всего края.
Катера береговой охраны прочесывают побережье бухты Нарва. Рейд только начался, а на горизонте уже видны браконьеры. Мощные моторы позволяют быстро догнать нарушителей.
Но как бы быстро не работали пограничники и инспекторы «Рыбоохраны», частенько браконьеры оказываются шустрее. Застигнутые врасплох они просто выкидывают за борт весь улов. И доказать факт браконьерства тяжело.
Но чаще всего приходится иметь дело не с самими браконьерами, а уже с последствиями их деятельности. Все пути миграции рыбы перегорожены километрами сетей. «Охотники за икрой» настолько умело и хитро устанавливают снасти, что, если не знаешь, где искать, шансы их обнаружить минимальные. Находить сети пограничникам позволяет только, их богатый опыт борьбы с браконьерами.
Сергей Станчик, корреспондент: «Ну вот очередной наш улов! В день снимается примерно от 5 до 20 таких сетей. Качество снасти совершенно разное — это может быть дешевая китайская, а может быть качественная, дорогая, стоимостью от 3 до 10 тысяч рублей. Деньги, конечно, не малые, но браконьеры ради икры готовы идти на любой риск».
Василий Валяев, государственный инспектор оперативного отдела «Рыбоохрана»: «День на день не приходится. Но, как правило, это километр, два километра. Можно 100 метров снять. Но, как правило, 500-600 метров снимается за сутки».
Рейд, который стартовал рано утром, продолжился и поздней ночью. Вдоль всего берега, в надежде на богатый улов икры, стоит множество рыбаков. Их гораздо больше, чем днем. При виде инспекторов, браконьеры бросают свои снасти и убегают.
Сергей Станчик, корреспондент: «На берегу стоит моторная лодка, в море блестит установленная сеть. Но самих браконьеров не видно. Они либо убежали, либо спрятались в кустах. В такой темноте найти их практически не реально».
Кому-то удается спрятаться, а некоторых все же получается задержать. Приезжие ведут себя вызывающе и агрессивно. А вот местные жители, стараются вежливо объяснить причины, почему они вышли на промысел.
Олег Иванов, житель поселка Барабаш: «Браконьеры, которые много ставят. А мы — местные. Немножко-то можно. Я же не на продажу. Для себя только».
На реке Барабашевка, в нескольких километрах от того места, где проходил наш рейд, стоит государственный рыбоводный завод. Этой осенью перед ними стоит задача выловить около 50 тонн кеты, идущей на нерест. Из нее добывают икру. Но нужна она не на продажу, а для того, чтобы следующей весной выпустить в море более десятка миллионов новых мальков. Это необходимо для сохранения популяции.
Но, к сожалению, в этом году из-за активности браконьеров госзаказ может быть сорван.
Богданов Евгений, сотрудник барабашевского лососевого рыбоводного завода ФГБУ «Приморрыбвод»: «Ужасно! Рыбы нет! Вообще нет рыбы. Раньше все, от перестава и вон туда, все кипело».
Борьба с браконьерством идет ежедневно. В этом году уже было уничтожено примерно 28 километров сетей. Более 200 человек привлечены к административной ответственности. Но если к рыбе и дальше будут относиться как к неиссякаемому ресурсу, то Приморью, не взирая на любые рейды, гарантированно грозит экологическая катастрофа, пишет vestiprim.ru.