18 марта во владивостокском центре современного искусства «Заря» откроется персональная выставка японской художницы Митико Цуды «Наблюдающий лес».
На выставке будут представлены видеоработы из серии «Yeu & Mo», а также инсталляция «Наблюдатель» («Оbserver»).
Экспозиция «Наблюдающий лес» не только впервые представляет работы Митико Цуды в России, но и призвана стимулировать дискуссию о репрезентации идеи движения в искусстве на фоне выставки русского кинетического искусства «Вечный двигатель», которая открылась в ЦСИ «Заря» в феврале.
В начале ХХ века, захваченном идеей движения, движимая форма становится новой эстетической конструкцией, и впоследствии эстетические возможности динамической формы исследуются на протяжении целого века. Спустя век наступает необходимость разложить движение, которое приобрело новые формы и проявления, на элементы и предложить способы их анализа. Представленные работы Митико Цуды являются уникальным примером лаборатории по исследованию движущегося объекта и его восприятия зрителем, в котором эксперимент ставится одновременно над изображаемым, над субъектом и над системой, в которой существует эта коммуникация.
Исследование Цуды оперирует инструментами одновременно двух дисциплин — перформанса, для которого ключевым моментом является непосредственный опыт пребывания тела во времени и пространстве, в некой заданной ситуации, и медиаискусства, которое концентрируется на фиксации и передаче информации (в нашем случае — об опыте данного тела).
Название работы «Yeu & Mo» отражает подмену элементов в двух частях изображаемого, которое передаёт композиционное устройство видеоработ Митико Цуды. Зрителю предлагается наблюдать за видеофиксацией действия внутри сложно устроенной инсталляции: в павильоне находятся люди, предметы и движущиеся по траектории маяка камеры, которые одновременно снимают обе стороны почти симметричного павильона. Зрителю же предложено взаимодействовать не со сложной архитектурой созданного Цудой пространства, но со снятым ею фильмом, смонтированным так, что мы наблюдаем изображение, не проясняющее реальность, а наоборот, отдаляющее нас от неё, создающее непреодолимую дистанцию между зрителем и реальностью — медиаразлом.
Этот разлом искусственно создан одновременно с помощью медиа- и механических инструментов, что может обозначать переход нашего представления о мире движения, в котором работали представления о физической траектории и расстоянии до объекта, к медиамиру, состоящему из искажения и помех; в таком мире реальность не отдаляется, а превращается, становится виртуальной, недосягаемой. Таким образом, любое движение, любое изменение образа (положения, формы) объекта может являться только отдалением от самого объекта. То есть любое движение является отдалением.
В медиамире субъект по большей части состоит из эфира, который он поглощает, но не контролирует. Работа «Yeu & Mo» своим названием указывает на то, что граница индивидуального размывается, что зритель начинает обладать чертами той информации, которая на него направлена. Он постепенно обращается в тот самый эфир, к которому он развёрнут, и, таким образом, размывается сам, не принадлежит себе, не может себя защитить от внешнего воздействия, потеряв приватность.
Инсталляция «Наблюдатель» («Observer») представляет собой ёмкую работу на тему приватности в медиа, но восприятие её возможно только в движении. Продвигающийся по пространству среди установленных художницей рам зритель одновременно отображается в них с помощью разных медиа, каждое из которых наделяет ситуацию новым эффектом. В рамах зритель видит своё отражение в зеркале или проекции, созданной камерой слежения, — это удивляет и завораживает его, но привыкнув к тому, что он находится в зоне тотального внимания, он оказывается обескуражен, когда его взгляд «упирается» в прозрачность рамы, которая не отражает его, а наоборот, показывает то, что за ней.
Какие чувства возникают у нас, когда на нас направлены объективы камер? Даже если они снимают нас против нашего желания, не стремимся ли мы к тому, чтобы стать объектом, а не субъектом чьего-то пристального внимания? Исследование Митико Цуды может указывать на то, что наше представление о самих себе размыто репрезентацией нас самих в медиа; но также и на то, что медиаполе, которое кажется агрессивным, таящим угрозу лесом, является ничем иным, как отражением нас самих. Однозначного ответа на то, как трактовать работы Цуды, не существует, однако, как и в ситуации с настоящей, таящей угрозу чащей в лесу, у субъекта есть два варианта: либо он смотрит, либо смотрят на него.