Скоро в международный оборот войдет и китайская электронная валюта.
Цифровые валюты уже почти везде, и китайская электронная валюта CNY, возможно, не будет блокироваться уже к зимним Олимпийским играм в Пекине в 2022 году. Но среди многих вещей, которые мы до сих пор не знаем об этих новых платежных инструментах, является особенности их использования за границей: насколько полезны электронные деньги одной страны в другой? При этом обменять электронные деньги можно прямо сейчас — mine.exchange.
Контроль точно будет
Все, что мы знаем, это то, что цифровые деньги будут под контролем центральных банков, как и их физический аналог. Но на этом сходство заканчивается. Существует целая индустрия, меняющая деньги, готовая за огромную плату обменивать наши банкноты на другие, которые можно использовать в любом месте. Однако, когда электронные деньги находятся в кошельке на наших смартфонах, туристы могут не иметь возможности потратить их в кофейне или сувенирном магазине за границей, если торговцам не разрешено получать иностранную цифровую валюту.
Коммерческие банки решили эту проблему. Используя посредников, таких как Visa Inc. и PayPal Holdings Inc., они сделали наши сбережения годными для проведения платежей в других странах. Но для того, чтобы денежно-кредитные органы сделали это, каждому из них потребуется способ проверить личности восьми миллиардов человек. Это потому, что теоретически любой человек на планете может приземлиться в любой стране с покупательной способностью, приобретенной за границей.
В чем особенность электронных денег?
В отличие от наличных денег или криптовалют, таких как биткойн, цифровые деньги, выпущенные центральными банками, не будут чистыми токенами. Либо выпускающий денежно-кредитный орган, либо некоторые частные игроки, которым поручена работа, будут вести дебетовые и кредитные счета. Учетные записи включают идентификационные данные, и — когда это происходит в международном масштабе — возникают вопросы отмывания денег, финансирования терроризма и национальной безопасности.
Испытания китайского юаня с участием иностранных спортсменов в следующем году, вероятно, потребуют предоставления им некоторого количества электронных юаней для местных расходов. Это просто маркетинг. Когда китайцы попытаются использовать его за границей, проблемы обмена «идентичностями» станут более сложными. Пекин хочет продвигать валюту на международном уровне в качестве альтернативы чрезвычайно важному доллару. Но будет ли это комфортно, если Федеральная резервная система захочет получить доступ к базе данных, которая будет проверять личности всех китайских посетителей в США, потенциально отслеживая, что они покупают с помощью цифровых юаней, где и когда? Потерпит ли Вашингтон то же самое, когда будет готов цифровой доллар?