Фразу «разбил инсульт» знают многие. Ее страшатся. Последствия приступа нарушения мозгового кровообращения могут быть самыми разнообразными и непредсказуемыми. При этом есть способы профилактики инсульта, причем даже для тех людей, которые находятся в особой группе риска, потому что у них и так есть проблемы с сосудистой системой.
О том, что собой представляет первичная и вторичная профилактика инсультов, как она проводится, на что следует обращать внимание и куда обращаться пациентам с уже имеющимися рисками по сосудистым нарушениям, АиФ.ru рассказала Аминат Долова, врач-невролог, заведующий неврологическим отделением для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» ФМБА России, кандидат медицинских наук.
«Современные представления о профилактике острых нарушений мозгового кровообращения сформировались в 1990-е годы. Первые попытки медикаментозной профилактики инсультов предпринимались еще в 1940-е годы. Тогда для этих целей использовались первые антикоагулянты: гепарин и варфарин. Первые попытки использования антиагрегантов для профилактики инсульта были предприняты в 60-е годы XX века, когда был открыт первый препарат из этой группы: дипиридамол. Хирургическая профилактика инсульта началась еще в 1950-е годы. Так, в 1954 г. в Лондоне была осуществлена первая в мире успешная каротидная эндартерэктомия. Безусловно, с середины ХХ века знания о применении лекарственных препаратов и хирургических методик для профилактики инсульта эволюционировали и были систематизированы, и в настоящее время существуют четкие критерии назначения того или иного метода профилактики», — говорит невролог Долова.
Первичная и вторичная профилактика — в чем разница?
Профилактика инсульта бывает первичной и вторичной, говорит специалист. «К первичной профилактике относятся мероприятия по предупреждению инсульта у людей, ранее им не страдавших. А вторичной называется профилактика по предотвращению повторного инсульта у пациентов, ранее перенесших острое нарушение мозгового кровообращения», — говорит Аминат Долова.
Для того чтобы принять меры по первичной профилактике инсульта, говорит невролог, необходимо установить факторы риска его развития у конкретного человека. Их принято определять в соответствии с возможностью коррекции как модифицируемые и немодифицируемые. К немодифицируемым факторам относят:
пол;
возраст;
расовую принадлежность;
генетическую предрасположенность.
Наибольшую значимость для профилактики имеет в первую очередь борьба с модифицируемыми факторами риска. К ним относятся:
артериальная гипертония;
табакокурение;
сахарный диабет;
нарушения ритма сердца;
нарушения липидного обмена;
атеросклероз сонных артерий;
несбалансированное питание;
отсутствие физической активности;
ожирение, особенно абдоминальный его подтип.
«Согласно результатам масштабных исследований, среди факторов риска артериальная гипертония является наиболее распространенным и значимым модифицируемым фактором независимо от географического региона и этнической принадлежности. Наличие гипертонии ассоциируется с 2,5-кратным увеличением риска инсульта», — говорит Аминат Долова. Важной составляющей программы профилактики инсульта можно считать модификацию образа жизни, говорит невролог. Помимо контроля и лечения гипертонии, необходимы коррекция нарушений обмена липидов, расстройств сердечного ритма, отказ от курения и алкоголя, рациональное питание, занятия спортом и др.
«Вторичная же профилактика инсульта строится с учетом знаний о патогенезе перенесенного инсульта, так как патогенетические механизмы повторных нарушений мозгового кровообращения, как правило, остаются прежними. Так, для пациентов, у которых инсульт возник на фоне фибрилляции предсердий, вторичная профилактика основана на приеме антикоагулянтов — препаратов, разжижающих кровь. Это связано с тем, что при таком нарушении ритма в сердце происходит повышенное тромбообразование, образующиеся тромбы могут покидать сердце и закупоривать сосуды, кровоснабжающие головной мозг», — говорит Аминат Долова.
У людей, у которых инсульт возник в связи с наличием бляшки, закупоривающей церебральный сосуд, вторичная профилактика включает в себя прием статинов — препаратов, снижающих холестерин, — и антиагрегантов, препятствующих повышенному «слипанию» тромбоцитов, отмечает невролог. Также, говорит она, в некоторых случаях существует необходимость установки стента в сонную артерию или хирургического иссечения атеросклеротической бляшки — так называемой каротидной эндартерэктомии.
«Для всех пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения и страдающих артериальной гипертензией, прием препаратов, снижающих артериальное давление, является важнейшим компонентом вторичной профилактики. Кроме того, существуют более редкие причины инсульта, такие как расслоение стенки артерии, наследственные нарушения свертывания, ревматологические заболевания и др. В таких случаях вторичная профилактика строится с учетом патогенеза этих состояний», — говорит Аминат Долова.
Важность вторичной профилактики недооценить сложно, ведь она направлена на предотвращение повторного сосудистого события. «Она помогает сохранить „живые“ участки мозга и не утратить сохранившиеся функции», — говорит невролог.
Особое значение
Профилактика сосудистых нарушений касается каждого, но наибольшую значимость она имеет для людей, имеющих несколько факторов риска, подчеркивает специалист.
«Острые нарушения мозгового кровообращения часто возникают на фоне сердечной патологии. Как упоминалось выше, возникновение инсульта на фоне фибрилляции предсердий предполагает прием антикоагулянтов — препаратов, разжижающих кровь. Это связано с тем, что при таком нарушении ритма в сердце происходит повышенное тромбообразование, образующиеся тромбы могут покидать сердце и закупоривать сосуды, кровоснабжающие головной мозг», — говорит Аминат Долова. Кроме того, отмечает она, существуют и другие заболевания сердца, при которых в его камерах повышено образование тромбов, например инфаркт миокарда с формированием аневризмы левого желудочка. Такие состояния также диктуют необходимость приема разжижающих кровь препаратов.
«Неврологические заболевания являются частыми спутниками кардиологической патологии. Особенностью ведения таких пациентов являются комплексный подход к вторичной профилактике и совместное наблюдение пациента неврологом и кардиологом», — говорит Аминат Долова. Такой комплексный подход к неврологическим пациентам с сочетанной кардиальной патологией реализован в недавно открывшемся кардиологическом отделении «Федерального центра мозга и нейротехнологий» ФМБА России. Занимаются лечением пациентов здесь специалисты высокого класса, которые хорошо знакомы с развитием патологии у людей с нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы, врачи с большим опытом клинической и научной работы.
«В рамках медицинской деятельности НИЦ рентгенэндоваскулярной нейрохирургии запланировано оказание высокотехнологичной медицинской помощи по профилю „сердечно-сосудистая хирургия“, включая интервенционные лечебные вмешательства, в том числе имплантация кардиовертера-дефибриллятора, электрокардиостимулятора, при наличии тромбоза в ушке левого предсердия — имплантация окклюдера в ушко левого предсердия. Возможность проведения таких интервенционных вмешательств позволит существенно снизить риск развития инсульта», — подчеркнула на открытии отделения Раиса Таирова, заместитель директора по лечебной работе, главный врач «ФЦМН» ФМБА России, кандидат медицинских наук.
Лечащие врачи нередко предлагают терапию и профилактику амбулаторно по собственному плану. Но в случае сложных ситуаций для подбора адекватной терапии требуется госпитализация пациента в стационар, отмечает Аминат Долова.
Материал подготовлен изданием «Аргументы и факты» совместно с Федеральным центром мозга и нейротехнологий ФМБА России