Наша планета — голубая из космоса и зеленая на картах — безвозвратно теряет леса. Те, что в обиходе называют дикими, а ученые, экологи и лесоводы относят к категории МЛТ — малонарушенные лесные территории.
Это представлено в цифрах, сравнениях, статистике за последние 20 лет. На такой документальной основе построена интерактивная карта, которую представили сегодня в Москве, а доступ к ней открыли по всему миру.
Самый общий, глобальный вывод такой: за два десятилетия (2000—2020) на планете утрачено 12 процентов ее первозданных лесов. В переводе на гектары и квадратные километры — это три Испании. Если процесс продолжится с той же скоростью, к 2050 году площадь нетронутых лесов на Земле сократится на треть по сравнению с началом XXI века.
Как сообщили «РГ» в российском отделении «Гринписа», сбором статистических сведений по всему миру, их обработкой, верификацией занимались с конца 90-х. К работе привлекались ученые и специалисты в разных областях, эксперты и волонтеры-экологи. Первая такая карта появилась в 2006-м. При создании нынешней наиболее плотным было взаимодействие с экспертами Мэрилендского университета.
В результате получилась не просто обзорная Google карта, а очень информативный и наглядный инструмент с большим пользовательским функционалом. Изменение и выбор масштаба, переключение «слоев» карты (схема, схема с рельефом, спутниковая съемка) позволяет увидеть и понять, что тревожные процессы идут не за тридевять земель, не только в тропиках и на далекой Амазонке, а там, где мы живем, где родились, где много раз бывали…
Перейдите по ссылке, выберите интересный для вас район и нужный масштаб — и тут же увидите, какие перемены произошли там за последние двадцать лет. В Сибири, в Карелии, на Алтае или Камчатке. При желании можно и на Аляску заглянуть… Между тем, вырубку ненужных деревьев, например, больных, лучше доверить профессионалу — тут.
Сосновый бор за Пинегой, на родине Федора Абрамова в Архангельской области, куда я сам ходил с друзьями за брусникой, форсировав реку на лодке и отшагав немало километров по старым лежневкам, на этой карте уже не нашел. Лесорубы-старатели добрались и в этот заповедный уголок, который для них — очередная делянка. Дальняя и малоприбыльная из-за больших расходов на транспортировку кругляка. Поэтому с ней не церемонились — свалили корабельные сосны под ноль и ничего убирать за собой не стали…
Какие именно леса относят к категории МЛТ? Это лесная территория площадью от 50 тысяч гектаров и выше — при условии, что на этой территории нет городов, деревень, других поселений и там не велось интенсивное хозяйство. Примерно три четверти от общей площади нетронутых лесов лежат в национальных границах Канады, России, Бразилии, Перу и Демократической Республики Конго. А самые большие участки находятся в бассейнах рек Амазонка и Конго и в северных диких лесах. Во многих случаях, но не везде и не всегда, к разряду МЛТ могут быть отнесены водно-болотные угодья и горы.
Такие почти нетронутые леса накапливают больше углерода, чем так называемые вторичные леса и лесные посадки. И, понятно, играют очень важную роль в смягчении парникового эффекта. Немаловажно и то, что дикие леса являются средой обитания крупных млекопитающих. Развиваются такие экосистемы самостоятельно и без влияния человека могут существовать неограниченно долго.
Чтобы определить, где в мире остались дикие, почти нетронутые леса, составители применили метод «от противного». Из карты исключали освоенные человеком территории, сельскохозяйственные угодья, вырубки, карьеры, дороги, прочую инфраструктуру. И оставили участки, где возможно сохранить бассейны малых рек и ручьев, жизнеспособные популяции лесных животных.
Что в результате? Самые большие потери МЛТ наблюдаются в Восточной Сибири, Юго-Восточной Азии и Экваториальной (Центральной) Африке. Главные угрозы — катастрофические пожары, промышленная заготовка древесины, добыча полезных ископаемых, а в некоторых странах тропического пояса — расчистка новых земель под сельское хозяйство.
А самый тревожный вывод — скорость утраты диких лесов нарастает. И нас это касается в первую очередь, потому что наибольшая площадь потерь МЛТ отмечается последние семь лет в России — от 14 до 33 тысяч кв. км в год.
«Наше поколение — последнее, которое еще может сохранить дикие леса Земли как регулятор климата планеты и резерв ее биологического разнообразия, — заключает руководитель лесного отдела российского отделения Гринпис Алексей Ярошенко. — Если не принять срочных и эффективных мер по сохранению диких лесов, основная их часть исчезнет уже в ближайшие двадцать лет».
Как переломить тенденцию? Рецепт не нов: нужно развивать правильное лесное хозяйство на давно освоенных и преобразованных человеком землях, чтобы не было необходимости забираться за древесиной все дальше и дальше вглубь оставшихся диких лесов.
Чтобы сохранить природу, надо не просто рубить лес, который вырос самостоятельно, но и самим выращивать леса на уже освоенных территориях. Например, на заброшенных землях, которые не планируют возвращать в сельскохозяйственный оборот. Если использовать их для лесоводства, через 20-40 лет с них можно будет получать больше древесины, чем рубится сейчас в остальных лесах.
Сохранение малонарушенных лесных территорий вместе с переходом к полноценному лесному хозяйству на староосвоенных землях — это и способ смягчения климатических изменений, увеличения способности наших лесов поглощать парниковые газы. Если этим не заниматься, трудно рассчитывать на достижение целей, которые определены Стратегией низкоуглеродного развития России.
Александр Емельяненков, «Российская газета»